Задаем тенденции: в стране появились профессионалы, способные выпускать даже премиальную продукцию
АГН «Москва»
Александр ТКАЧЕНКО, секретарь Комиссии по развитию благоустройства при Общественном совете Минстроя России, председатель Ассоциации производителей МАФ, управляющий партнер ООО «Игратекс»:
В последнее время в России активно обсуждается тема импортозамещения. Одна из сфер, которую это затронуло, — благоустройство общественных пространств. Задачей благоустройства является создание комфортных условий для отдыха граждан. Для этого необходимо использовать различные элементы: скамейки, урны, фонари, игровое и спортивное оборудование для детей и взрослых, площадки для выгула собак и многое другое.
Напомню, массовое развитие современного благоустройства в России началось примерно 10 лет назад, когда в страну завезли первое иностранное игровое оборудование и малые архитектурные формы (МАФ), которыми впоследствии вдохновились и наши производители. В первую очередь мы отказались от импорта уличной мебели для благоустройства. А вот чтобы разобраться в проектировании качественного и стильного игрового оборудования, потребовалось чуть больше времени. Поэтому сначала мы задали тенденцию по импортозамещению в недорогом сегменте. В России собирались детские комплексы из привезенных из Китая комплектующих. Так удалось свести к нулю долю европейских производителей оборудования для благоустройства в среднем сегменте.
Спустя десятилетие ситуация сильно изменилась, и импортозамещение полностью состоялось. До 2022 года в России были представлены все крупнейшие в мире производители игрового, спортивного и уличного оборудования, занимавшие весомую долю премиум-рынка. Впоследствии все эти компании ушли из страны, что создало возможности для развития местных предприятий. Теперь тенденции задаем мы.
В России появились и материалы, и комплектующие, и профессионалы в сфере производства качественного оборудования для благоустройства общественных территорий. Некоторые недостающие детали мы закупаем в дружественных странах, но в основном справляемся сами. Небольшое число специалистов продолжило заниматься дешевым оборудованием из сварных труб или фанеры, покрашенных кисточкой. Но в целом отечественный рынок полностью созрел для того, чтобы премиум-сегмент заняли местные производители. В стране начали изготавливать элементы из дорогих материалов HDPE и HPL-пластика. Это позволило не только сэкономить деньги на импорте, но и создать новые рабочие места в России. Кроме того, наше оборудование приспособлено к климатическим условиям страны и требованиям потребителей.
Правда, в проектах благоустройства иногда еще закладывают зарубежную продукцию, которую невозможно поставить легально, поскольку импорт ограничен чисто физически: нельзя заплатить и провести заказ напрямую, логистика получается дорогой. Поэтому находятся мелкие производители, которые берутся за подделку этой продукции, тем самым снижая качество и ставя под угрозу безопасность людей. Подобное оборудование не имеет сертификатов, поскольку не является оригинальным «Производители ждут от государства продолжения инвестиций в благоустройство. Тогда и Россия будет дальше преображаться, и импортозамещение в этой сфере развиваться»