Проектирование и создание пространств для людей с инвалидностью: вызовы отрасли
Shutterstock/FOTODOM
По статистике Росстата, на 1 января 2023 года в России насчитывалось почти 11 млн людей с инвалидностью — такие внушительные цифры подтверждают актуальность проблемы и возлагают на строительные компании большую ответственность по созданию комфортных условий для жизни сотен тысяч человек. С момента ратификации Россией конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 году в стране стали действовать правила, согласно которым общественные учреждения открытого доступа должны быть доступными и для людей с инвалидностью. В рамках реализации инициативы был запущен проект «Доступная среда» — это государственная программа, призванная повысить качество жизни людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Согласно ряду ее положений, к 2030 году 73,2% приоритетных объектов (включают учреждения из различных сфер) должны быть доступны для людей с инвалидностью. Другими словами, человек с инвалидностью должен иметь возможность попасть в здание организации и получить услуги наравне с остальными гражданами.
Один из основных документов, регулирующих обеспечение беспрепятственного доступа людей с инвалидностью к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры — это 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В строительной отрасли «настольной книгой» должен быть Свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» — данный документ обязателен к применению при проектировании общественных зданий и сооружений. Также важное значение в обеспечении безопасной и комфортной доступной среды имеют стандарты, которые устанавливают технические требования к опорным стационарным устройствам (ГОСТ Р 51261-2022), тактильным указателям (ГОСТ Р 52875-2018) и знаковым средствам отображения информации для людей с инвалидностью (ГОСТ Р 52131-2019). Именно ими, помимо СП 59 чаще всего руководствуются проектирующие и строительные организации при создании доступной среды на объектах.
Однако на практике на пути к созданию комфортных для людей и правильных с точки зрения нормативов пространств лежит ряд трудностей, и одними из самых актуальных из них являются ошибки в проектировании доступной среды.
Чтобы дешево строить, нужно дорого проектировать
Прежде чем превратиться в, например, готовую школу, объект проходит два ключевых этапа: проектирование и строительство. На каждом из них есть свои «точки роста», позволяющие сделать доступную среду комфортнее. Начнем с проектирования — значимость этого этапа не стоит недооценивать, ведь именно здесь закладываются основы для дальнейших решений. Как показывает практика, большую роль играет уровень экспертизы проектировщиков в сфере доступной среды. Нехватка теоретического и практического уровней обучения нередко приводит к ошибкам, которые впоследствии могут трансформироваться в неудобно реализованные решения.
Чтобы минимизировать этот риск, проектирующим организациям необходимо систематически обучать своих специалистов принципам создания доступной среды. Осуществить это можно как с помощью самостоятельного изучения действующих стандартов, так и в рамках различных платных или бесплатных курсов и обучающих мероприятий от компаний-экспертов в области создания доступной среды. Из первых уст о действующих правилах обеспечения доступной среды также могут рассказать сотрудники Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Главное при выборе источника получения знаний — быть уверенным в квалификации организации, проводящей обучение. На сегодняшний день в отрасли отсутствует обязательная сертификация компаний, а добровольную проходят далеко не все.
Один из альтернативных путей — полная или частичная передача проектирования тех частей проекта, которые касаются доступной среды, на аутсорс компаниям-экспертам отрасли. К примеру, можно воспользоваться готовыми планировочными решениями отдельных пространств или функциональных элементов здания (например, санузла, входной группы, лестницы, пандуса) для людей с инвалидностью. Важным шагом на пути к созданию правильной и безопасной доступной среды для людей с инвалидностью также является согласование проекта с представителями общественных организаций инвалидов, например ВОИ (Всероссийское общество инвалидов).
На мой взгляд, идеально, когда уже на этапе проектирования компания и отдельные специалисты работают на перспективу и несут определенную ответственность за конечный результат. Эффективным решением может стать сценарий, при котором проектирующая организация осуществляет последующий авторский надзор за исполнением проекта. Сопровождение проекта практически с нуля и до сдачи объекта гарантирует вдумчивый подход и взвешенные решения на этапе выбора и «закладывания» в проект конкретного оборудования: подходит ли оно под проектируемое помещение, как и куда его потом будут устанавливать. В своей практике я довольно редко встречала работающих таким образом проектировщиков — однако подход определенно оправдывает себя с точки зрения качества реализации объекта.
Доступная среда на этапе строительства: внимание к деталям
Казалось бы, объект спроектирован, — остается лишь реализовать уже продуманные решения на практике, уложившись в сроки и смету. Однако если на этапе проектирования были допущены ошибки в части создания доступной среды, то на этапе строительства они «выльются» в неправильно установленное или в принципе не подходящее оборудование, что в конечном счете с высокой вероятностью станет причиной срыва сроков сдачи объекта — на данном этапе среди прочего проверяющие обращают внимание на правильность реализации мер по обеспечению доступности. Необходимость устранять нарушения ведет к дополнительным затратам на монтаж-демонтаж или закупку нового оборудования, а также риску получения пени за несоблюдение сроков.
Такие ситуации могут возникать на любом этапе, — расскажу на примере санитарно-бытовых помещений. От того, насколько грамотно спроектировано пространство и насколько правильно будет подобрано и размещено оборудование в санузле, зависит, будет ли посещение туалета безопасным для человека и сможет ли он в принципе этим санузлом воспользоваться. Например, чтобы поручни в санузле действительно служили надежной опорой маломобильному человеку, они должны крепиться к стене в строго определенных местах, а прочность и надежность стен — фактор, определяющий безопасность их использования. Поэтому хорошо, если все это учтено уже на этапе проектирования. Другой распространенный пример — размещение раковины. Если на этапе проектирования не учесть, что специальная подвесная раковина для людей с инвалидностью должна быть определенных размеров (и, как следствие, тяжелой) и не заложить усиливающие конструкции, то ее будет нельзя использовать. Пытаясь решить задачу оснащения санузла, строители часто устанавливают раковины на пьедестале, использование которых запрещено действующими нормативами, ввиду невозможности их использования людьми с инвалидностью. Всего этого можно постараться частично избежать, повышая осведомленность в области действующих правил и стандартов в сфере обеспечения доступной среды.
Собственная грамотность и образованность в области доступной среды действительно позволит избежать рисков затягивания сроков и увеличения расходов, связанных с исправлениями неверно реализованных решений. И вот еще один довод, почему. Нормативов много, бюджеты на оборудование расходуются, а устанавливают его зачастую люди, далекие от знания стандартов и ГОСТов. Знание принципов доступной среды или хотя бы понимание того, где эту информацию найти, позволит избежать ошибок при монтаже. Идеальным решением будет раздавать ответственным лицам чек-листы по правилам установки специализированного оборудования или же полностью делегировать весь процесс тем, кто это оборудование произвел и поставил.
Основные сценарии и рекомендации
Таким образом, можно выделить два основных сценария реализации объекта применительно к доступной среде.
Проектирование и строительство объекта может осуществляться под ключ с авторским надзором проектирующей организации. В этом случае очень важно следить за уровнем грамотности сотрудников и регулярно отправлять их на обучение и повышение квалификации. Также для проектирующих доступную среду специалистов полезно будет изучить эргономику людей с инвалидностью — чтобы лучше понимать, сколько места потребуется человеку на коляске, чтобы попасть в помещение и свободно перемещаться по нему.
В случае, если за проектирование и строительство отвечают две разные организации, строительной компании будет не лишним удостовериться в правильности проектных решений, чтобы предостеречь себя от возможных рисков. Решением может стать повышение собственной грамотности, а также готовность к возможным пересогласованиям.