КРТ в регионах: кто не рискует — тот не развивается
Shutterstock/FOTODOM
Комплексная половина проблем
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/04/3311ee85362c391a1df11a81de9fe61b.jpg)
По сведениям заместителя министра строительства Новосибирской области Дмитрия Тимонова, на данный момент в регионе на разных стадиях проработки находится 26 проектов КРТ общей площадью 564,8 гектара. Их реализация позволит расселить 130 тыс. «квадратов» аварийного жилья и построить 5,6 млн кв. м новых площадей. «В перспективе половина вводимого в области жилья будет возводиться на площадках КРТ», — уверен чиновник, правда, рассказывая при этом и о проблемах, выявленных в ходе накопления опыта КРТ. Среди них — изначальная нерентабельность проектов КРТ на сельских территориях из-за низкой инфраструктурной обеспеченности и слабой платежеспособности местного населения: там проекты КРТ можно реализовать только при наличии государственной и муниципальной поддержки. Существенными являются проблемы с изменением вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду публичным образованием, проблема с возможностью участия в договоре о КРТ более одного органа публичной власти.
Как отмечает Дмитрий Тимонов, сохраняется противоречие, заключающееся в том, что права по заключению договоров КРТ отданы в руки органов местного самоуправления, у которых (особенно в сельских поселениях) отсутствует практика реализации договоров КРТ, а главное — нет полномочий и бюджетных средств на строительство инфраструктурных объектов, без которых реализация КРТ невозможна.
Когда есть почва для развития
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/04/8e723cba44511db050327f1bd82f216b.jpg)
Своим региональным КРТ-кейсом делится и заместитель министра жилищной политики Московской области Ольга Иванникова (2 октября назначена заместителем председателя правительства Приморского края). На счету Подмосковья сейчас 83 комплексных проекта суммарной площадью 2,5 тыс. гектаров с общим объемом расселения ветхого и аварийного фонда 1,3 млн кв. м (из него должны быть переселены в новое жилье 57 тыс. человек), с градостроительным потенциалом 16,6 млн «квадратов». Вместе с тем, представитель местного кабмина напоминает, что в области имеется 27 малых городов, и в их число входят четыре наукограда (Дубна, Фрязино, Серпухов и Черноголовка) с общим населением 212 тыс. человек и суммарной непригодного для проживания жилфонда 1,1 млн кв. м. Из общего количества сформированных проектов КРТ на долю малых городов Подмосковья приходится только 17%, что обусловлено, по мнению Ольги Иванниковой, теми причинами, о которых уже говорил ранее Дмитрий Тимонов: низкой доходностью проектов либо вовсе их «отрицательной экономикой», которые, в свою очередь, являются неизбежным следствием низкой платежеспособности местного населения.
Переломить эту неблагоприятную ситуацию можно только с помощью господдержки, которую следует оказывать по разным направлениям. Одним из направлений может быть финансирование за бюджетный счет создания объектов социнфраструктуры, другим — финансирование благоустройства, третьим — непосредственное субсидирование граждан при покупке жилья, четвертым — поддержка при расселении и сносе и т. д.
Именно у государства с его более широкими (в отличие от предпринимателей) горизонтами планирования есть возможность «выйти за пределы» отдельных территорий КРТ и расставить акценты развития на каждой площадке так, чтобы в комплексе они сформировали единую, гармоничную, привлекательную для жизни и для инвестиций среду в общем масштабе малого города.
Акцент — на реновацию
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/04/f970790f83d931bded3ec5d5a9b3b233.jpg)
В свою очередь, координатор Национального объединения строителей в Сибирском федеральном округе, вице-президент Российского союза строителей Максим Федорченко озвучивает два важных предложения. Первое связано с большим объемом обязательств по строительству на площадках КРТ, которые в своих меморандумах задекларировали регионы по предписанию федерального Минстроя.
Представителя профсообщества тревожит структура этого «портфеля»; он опасается, что, стремясь отчитаться перед министерством об исполнении зафиксированных планов, региональные руководители будут реализовывать преимущественно КРТ незастроенных территорий и КРТ нежилой застройки (старых промзон и пр.). Не отрицая важности этой работы, вместе с тем, Максим Федорченко предлагает сосредоточить усилия на стимулировании проектов КРТ застроенных территорий жилой застройки. Именно это направление позволяет в полной мере реализовать реновационный потенциал механизма КРТ, добившись качественного обновления существующей городской среды, замещения ветхого и аварийного жилья новыми домами с комфортным благоустройством, обеспеченными всей необходимой инфраструктурой. Да, такие проекты нуждаются в поддержке государства, ибо ставка исключительно на использование частных инвестиций порой не позволяет обеспечить даже минимальную прибыльность, и это значит, что соответствующую поддержку проектам нужно дать.
Максим Федорченко подчеркивает: помощь должна быть системной и методически выстроенной на федеральном уровне, чтобы предприниматели четко понимали, какими госпрограммами они могут воспользоваться, заходя в комплексные проекты развития застроенных жилых территорий, а местные власти помогали им получить поддержку, не опасаясь нежданного наказания «за нецелевое использование средств».
Второе предложение — учитывать при подготовке и реализации решений по КРТ многообразие существующей жилзастройки во всей его полноте. Максим Федорченко напоминает, что и по сей день действующая схема нормативного регулирования КРТ не позволяет собственникам домов ИЖС принимать решения о вхождении в проект КРТ на основании резолюции общего собрания — по аналогии с собственниками квартир в многоквартирном доме. Этот дисбаланс необходимо убрать.
Банки любят твердое обеспечение
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/04/7bb9a39b2b1a103c342831ae98b43248.jpg)
Директор корпоративного бизнеса Сибирского регионального центра «Банка ДОМ.РФ» Евгений Штихлинг также отмечает привлекательные черты механизма КРТ для всех его участников, но указывает, вместе с тем, на высокие риски при вхождении банков в проекты КРТ жилой застройки. Данные проекты изначально предполагают большой срок возврата инвестиций. При этом застройщик не может предоставить банку практически никакого твердого обеспечения, кроме залога долей в организации — специализированном застройщике, но по факту такое обеспечение не покрывает реальных рисков банка при входе в сделку (уступка права аренды земельного участка, передача прав и обязанностей по договору КРТ третьим лицам запрещены).
Кроме того, договор о КРТ содержит много условий, при невыполнении которых он может быть в одностороннем порядке расторгнут публичной стороной — после чего вся сделка «рассыплется». Одним из таких трудновыполнимых условий является жестко ограниченный срок расселения ветхих и аварийных домов, не учитывающий того, как это расселение происходит на практике. Евгений Штихлинг полагает, что подходы к установлению указанного срока следует сделать гибче.
По словам банкира, несмотря на риски, «ДОМ.РФ» осуществляет проектное финансирование КРТ. В головном офисе кредитного учреждения даже создан специальный отдел для решения связанных с этой работой проблемных вопросов в рамках действующих нормативно-правовых условий. В масштабах России текущие одобренные проекты «ДОМ.РФ» имеют общий объем запланированного финансирования 230 млрд рублей, их суммарный градпотенциал — 2,4 млн жилых «квадратов».
Необходимо систематизировать пространство
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/04/5f8d67a7819a6646f6616688a610baa6.jpg)
Подробностями о проблемах формирования к концу 2030 года национальной системы пространственных данных (в соответствии с постановлением правительства РФ №2148), без которой трудно обеспечить полноценное КРТ, делится руководитель Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова. Ее экспертиза в этом вопросе не случайна: Новосибирская область является пилотным регионом, который должен на своем уровне справиться с поставленными задачами по созданию Единой платформы геопространственных данных с получением полного реестра недвижимости и интеграцией данных федеральных и региональных органов власти в общую среду быстрее всех остальных — до 1 января 2024 года.
В частности, в числе уже выявленных проблем наполнения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) Светлана Рягузова назвала нередко встречающиеся пересечения границ территориальных зон, муниципальных образований и т. п., а также отсутствие законодательно установленных сроков подготовки документов для внесения сведений в ЕГРН о границах (для исполнителей работ), отсутствие иерархии при внесении в реестр сведений о границах.
Часть проблем, по ее оценке, будет решена федеральным законом от 4 августа 2023 года №438-ФЗ (вступает в силу 1 января 2024 года), который исключает препятствия для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в случае их пересечения с границами земельных участков, разрешает вносить в ЕГРН сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон одновременно с их установлением по границам земельных участков. Кроме того, что немаловажно, указанный закон исключает (из комплекса упомянутых работ) проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Однако установление для исполнителей работ сроков подготовки документов и введение иерархии при внесении в ЕГРН сведений о границах (МО, населенный пункт, территориальная зона) — законодателям еще предстоит.