• Виктор

Гений места: в проектах современных девелоперов важное место отводится паблик-арту

Искусство в городе — тема дискуссионная и пока еще находящаяся на стыке понятий «легально/нелегально», «нужно/не нужно», «добро/зло». Но все же весы все больше склоняются в сторону того, что такое искусство — направление необходимое, вселяющее в город душу, помогающее его жителям узнавать окружающее пространство и «присваивать» его. Но чтобы искусство поселилось в городе на законных основаниях, его ценность должны признавать не только сами жители, но и местные власти: в этом случае не возникает вопросов о «законности» или «незаконности» искусства. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов много раз отмечал, что сотрудничество городских властей, художников и девелоперов необходимо: оно помогает формировать благоприятную урбанистическую среду, делать ее интересной и насыщенной смыслами.

Паблик-арт привносит в повседневность новые понятия, трансформирует городской ландшафт через уличное искусство, заставляет задуматься, меняет привычные сценарии взаимодействия с мегаполисом вплоть до изменения ежедневного маршрута — пройти мимо интересного арт-объекта становится настоящим ритуалом. Важная, если не основная черта паблик-арта — он не ограничивается закрытыми пространствами, такими как галереи или художественные музеи, а доступен всем и каждому.

Еще одна из ключевых миссий паблик-арта — каждое его произведение может служить ориентиром в пространстве города, особенно это актуально для районов, где ориентиры пока не сформировались. Качественный, хорошо продуманный арт способен стать легендой места, определять его дух и даже повышать стоимость близлежащей недвижимости и стимулировать местный бизнес (это касается и ресторанов, и кафе, и магазинов, и деловых центров). Людям понятнее и проще называть место для деловой или личной встречи, ориентируясь на арт-объекты рядом. Искусство не только привлекает внимание, но и может сыграть ключевую роль в брендинге компании или привлечении арендаторов.

Специалисты считают: когда искусство становится частью недвижимости, это означает, что девелопер или владелец здания хочет вызвать эмоции и включить воображение у своих резидентов. Интересно, что искусство может также стимулировать арендаторов возвращаться в офисы с «удаленки». Например, в США владельцы зданий нанимают художественных кураторов и креативных директоров, чтобы они помогли создать среду, наполненную искусством, и таким образом убедить работников снова начать ездить на работу.

Кстати, влияет паблик-арт и на интерес к многоквартирным жилым домам, делая новые здания более привлекательными для потенциальных жителей, особенно в районах массовой застройки. Возможно, вложения в городское искусство не оказывают влияния на стоимость здания непосредственно, но точно оказывают его опосредованно: паблик-арт в конечном счете меняет статус района, делая его привлекательнее для жизни, работы, времяпрепровождения, что повышает ценность объекта недвижимости, рядом с которым он расположен.

Разумные и дальновидные девелоперы хорошо это видят и закладывают в бюджет создание паблик-арт-объектов. В результате в выигрыше все: девелопер, развивая городскую среду, получает дополнительную стоимость проекта и мощный PR-инструмент, а город — интересные пространства, локальную идентичность районов и лояльность жителей.

По мнению главного архитектора Москвы, развитие стрит-арта в любых его проявлениях — это очень интересная творческая задача, которая имеет много разных смыслов, влияет на общий уровень культуры и восприятия среды, насыщает ее, делает более разнообразной и узнаваемой. «Сейчас мы с командой серьезно занимаемся этим вопросом, коммуницируем с художниками, девелоперами, настраиваем эти связи. Важно обратить внимание на положительную тенденцию последних лет — проводятся конкурсы, создаются художественные объекты, старые и значимые сохраняются и трансформируются в новые проекты», — рассказывает о политике властей в отношении паблик-арта Сергей Кузнецов.

Девелоперы, в свою очередь, активно поддерживают интеграцию искусства в свои объекты, создавая тем самым новые точки притяжения в них. Для органичной интеграции паблик-арта среди деятелей искусства проводятся творческие конкурсы, где в выборе победителя, помимо команды девелопера, принимают участие урбанисты и представители культурного сообщества. Одну из таких инициатив в конце осени запустил девелопер STONE, объявив при поддержке Москомархитектуры открытый конкурс STONE Art «Философия новых форм» на создание паблик-арт-объекта для премиального офисного квартала STONE Towers. Проект-победитель будет установлен осенью 2024 года на главной площади офисного квартала (Бумажный проезд, м. «Белорусская») между центральным лобби двух бизнес-центров — Tower B и Tower C.

Арт-концепция стала неотъемлемой частью и визитной карточкой каждого жилого и офисного проекта девелопера, который интегрирует в благоустройство арт-объекты, становящиеся точками притяжения, а также полноценно развивает культурную составляющую в проектах, привлекая профессиональных арт-операторов. Для STONE это стало вкладом в поддержку российского современного искусства, а для объектов — продолжением арт-концепции.

Новая инициатива STONE масштабирует прежний опыт и дает деятелям искусства возможность представить свое произведение в новом городском пространстве. Как отмечают в компании, искусство в проектах с открытой территорией позволяет укрепить связь нового объекта со сложившейся городской средой, привлекая внимание горожан и резидентов. Новый арт-объект, созданный в рамках открытого конкурса, станет продолжением архитектурной концепции проекта от бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» и позволит автору выразить свое видение офисного квартала через искусство.

«Открытый конкурс — это возможность для нас не только выбрать проект, соответствующий стилю и эстетике объекта, но и органично сформировать с его помощью связь нового комплекса с городской средой, что особенно актуально для проектов с открытой территорией. Паблик-арт набирает популярность в пространстве мегаполиса, и мы как девелопер поддерживаем этот важный тренд как способ визуального взаимодействия с горожанами», — отметил генеральный директор и акционер STONE Максим Гейзер, давая старт конкурсу.

Благодаря паблик-арту в STONE Towers будет создана творческая атмосфера, способствующая развитию креативного мышления и поддержанию ментального благополучия резидентов, подчеркивают в компании. STONE стремится в каждом проекте достичь гармоничного сочетания архитектурных и градостроительных решений, и создание арт-объекта дополнит офисный квартал и позволит ему стать частью культурной составляющей столицы. Развитие подобных инициатив — пример для тех девелоперов, которые хотят создать новые места притяжения на карте города.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest