Shutterstock/FOTODOM То, что собака — друг человека, истина старая, не нуждающаяся в доказательствах. Но вот являются ли хозяева друзьями своих...
«Бесшовная» эксплуатация города зимой: ожидания и реальность
Фото: Юлия Пилипейко
Зимний сезон с характерными снегопадами, гололедом, градом и дождем ежедневно и даже ежечасно представляет собой вызовы для служб городского обслуживания и населения. При этом каждый житель ожидает «бесшовной» эксплуатации города, чтобы при любой погоде инфраструктура была доступна, транспорт работал, гололедицу и дыры в асфальте устранили, дворы расчистили. Тема уборки снега всегда вызывает бурю эмоций, особенно в момент пиковых осадков, причем как со стороны коммунальных служб, так и со стороны жителей. Руководитель проектов консалтингового бюро ATLAS Елена Трубина рассказала «Стройгазете» о сложившихся регламентах работы коммунальных служб в Москве и других городах мира.
Интересный факт, в Москве среднее количество переходов температуры — 70 раз. За зимний сезон 2021-2022 годов, согласно ежегодному Докладу о состоянии окружающей среды в городе Москве, суммарное количество таких переходов — 61 эпизод, сопоставимо с сезоном ранее. Из-за переменчивости погоды подход к уборке территорий предполагает оперативное реагирование. Немного дополнительной математики: покрытия с коэффициентом морозостойкости на 100-200 циклов заморозки и оттаивания (плитка и асфальт) столкнутся с необходимостью ремонта спустя 2-3 зимних сезона после установки, поэтому по весне мы видим много повреждений и ремонтных работ.
Обзор технологии и регламентов уборки снега
По мере развития среды, в которой живет человек, эволюционировали методы борьбы со снегом, появилась техника, и уборка стала комбинированной: ручной и машинной. До развития техники в нашей стране снег равномерно укатывали и по городу перемещались на санях, запряженных лошадьми. Расчистка участков перед домами была на жителях. Излишки снега сгребали в специально отведенные места и следили за высотой куч, чтобы они не перекрывал обзор для движения. Первый приоритет уборки снега был у городских служб, освобождающих пути движения, после — у жителей. Уже сто лет назад в Москве применяли снеготаялки и плужное оборудование. Со временем подход к уборке снега эволюционировал, эти обязанности перешли от жителей к коммунальным службам, за исключением небольших работ по расчистке парковочных мест и труднодоступных локаций. В Москве снег счищают с тротуаров под скребок, а во многих странах применяют равномерную укатку снега. В сложившемся опыте стран активно распространено вовлечение жителей в процесс уборки придомовых территорий, в отличие от Москвы. И многие крупные города мира делят общественные пространства, улицы или зоны города по категориям, для каждым из которых определен приоритет и нормативное время уборки.
Москва
В Москве есть регламенты уборки улиц, дворов и озелененных территорий. Для улиц предусмотрено деление на категории приоритетности реагирования, для дворов и парков этого разделения нет. Приоритетные улицы для уборки — магистрали и улицы с интенсивным движением транспорта, а также пешеходные пути с большими потоками людей. Толщина снега не должна превышать 2 см. По нормативам уборку приоритетных улиц начинают в течение 2 ч после окончания снегопада, остальных — 3 ч. Уборка проводится дважды в день — до 8 и 18 часов, а на магистралях и загруженных улицах — в ночное время (с 23 до 6 часов), во дворах – до 9 утра и без применения машин ночью.
Проезжую часть убирают механизированным способом несколькими видами машин. Уплотнения и лед удаляют в течение 3-5 часов после окончания снегопада при помощи реагентов, песка, плужных очистителей, лопат и скребков.
Тротуары убирают под скребок, чтобы снега вообще не было на дорожках. Широкие дорожки шириной от 3 м убирают плужно-щеточными снегоочистителями, другие— ручным способом. Лед так же скалывают специальной техникой или вручную ломом, применяются реагенты. Вывоз снега происходит в два этапа: в первые 12 ч его вывозят с остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мостов и тоннелей, мест интенсивного движения и парковок. Затем снег вывозится со всех остальных участков на пункты складирования или снегоплавильни.
Канада
В Торонто и Оттаве пути делятся по категориям приоритета интенсивности движения, для которых скорость уборки снега и толщина снежного покрова, который необходимо убрать, отличаются. Зачистка всех тротуаров в городе не требуется. В регламентах Торонто зафиксированы правила уборки пространств первых приоритетов, схожие с московскими, для второстепенного приоритета — в дни пиковых осадков их обслуживают как интенсивные, в остальное время интервалы увеличенные (до 13 часов и 8 см снега). Тротуары убирают машинным способом при ширине от 1,5 м — пути проектируются сразу с учетом возможности проезда техники.
В Оттаве после окончания снегопада основные дороги и магистрали очищаются в течение 4 ч, второстепенные — 6 ч, жилые дороги и проезды – 10 ч. На тротуары выделяют больше времени, и есть зоны последнего необязательного приоритета, которые не чистят. Снежные кучи распределяются по обеим сторонам обочины и на тротуары, и оперативность вывоза снега зависит от приоритета улицы. Возле дома жители должны убирать снежные кучи после уборки техникой самостоятельно. Как и в Москве, правилами обозначено соблюдение очистки ливневых решеток и коллекторов, и в межсезонье жители самостоятельно их расчищают. Город стремится распределить снег по обеим сторонам дороги, и сваленные кучи могут храниться весь сезон, если не ограничивают обзор на перекрестках, а также на пешеходных, школьных и железнодорожных переездах. Иначе должны вывозиться в течение 24 ч.
США
В США активно применяется практика подключения жителей и/или частных сервисных служб к очистке от снега дворов и внутриквартальных территорий. В Висконсине, штат США, если жители не справляются вовремя, эту задачу забирают коммунальщики и затем выставляют комиссию на возмещение расходов.
В штате Айдахо улицы города разделены на три категории приоритета уборки снега: 1) магистральные и основные распределительные улицы, 2) второстепенные улицы, обслуживающие объекты аварийных служб, школы, а также улицы на рельефе, 3) все остальные улицы. Уборка распределена по приоритетности: более 10 см снега чистят в приоритете 1,2 категории, далее в нерабочее время 3-ю категорию. Если погода ухудшается во время уборки снега на улицах с более низким приоритетом, фокус будет перераспределен обратно на улицы с более высоким приоритетом. Обычно на уборку улиц приоритета 1 и 2 требуется 24–48 ч после окончания снегопада. На уборку жилых улиц обычно требуется до 48 ч, если не будет прерываний для возврата на улицы с приоритетом 1 или 2. Во время пиковых осадков на улицах с низким приоритетом уборки снег укатывается и покрывается льдом — такие случаи требуют от двух дней на восстановление условий для перемещений.
Финляндия
Все общественные пространства разделены на категории приоритетности и отображены на интерактивной карте города с регламентами подходов к уборке. Например, тротуары Хельсинки разделены на три класса обслуживания в зависимости от приоритета. Класс I включает главные улицы, класс II — распределительные улицы, а класс III — жилые улицы. Для них отдельные требования по времени, длительности уборки, уборке в период снегопадов и толщине снежного покрова, оборудованию и технике. Реагенты применяются лишь на главных транспортных артериях, преимущество у песка. Дороги низкого приоритета и тротуары укатывается снегом, т.е. не очищаются до асфальта, и посыпаются гравийно-щебеночной смесью — такая же практика распространена на дорогах Швеции.
Исландия
В Рейкьявике все пути делятся по категориям и убираются в приоритетном порядке: проезды, веломаршруты, пешеходные пути интенсивного и низкого трафика. Тротуары на местных улицах (прилегающих к дворам) убирают в последнюю очередь. Но стоит отметить, что у большинства дорог и тротуаров есть подземный подогрев за счет обилия геотермальных источников, поэтому борьба со стихией менее активная, и дополнительной техники практически не требуется.
Проектирование дворов и районов с учетом эффективной уборки снега
С точки зрения проектирования есть меры, облегчающие будущую эксплуатацию территорий зимой. Функциональное зонирование должно предусматривать не только доступность уборочной техники на пешеходных путях и улицах, но и предусматривать буферные зоны под площадки для хранения и складирования снега. На уровне транспортного планирования можно определить приоритетные маршруты для уборки и вывоза снега, включая объекты социальной инфраструктуры и досуга. Эффективная дренажная система территории должна распределять ливневые и талые стоки, с учетом их прогнозируемого объема, а наличие зеленых зон для естественной инфильтрации талых вод — для предотвращения подтоплений весной.
Благоустройством тоже можно повысить устойчивость к зиме. Для зон повышенной интенсивности можно продумать подогрев покрытий, чтобы не требовалась частая уборка снега, а на зданиях — систему подогрева крыш. В зонах отдыха могут быть установлены павильоны с подогревом или навесами, включая защитные экраны от снега и ветра. Остановки общественного транспорта с подогревом также повышают комфорт жителей.
Современные технологии
При помощи датчиков и интернета вещей, технологий «Умного города», в разной степени внедренного в мировую практику, можно мониторить погоду и запустить уборку своевременно, контролируя толщину снежного покрова и качества дорожного покрытия. Интерактивные карты, вэб-порталы и мобильные приложения городских служб могут предоставлять открытую информацию о категории приоритетности конкретного места, графике и способах обслуживания, ключевых маршрутах. SMS-оповещение предупреждает об опасности и вероятных ухудшениях погоды.
В целом изучение контекста уборки снега подчеркивает эволюцию, схожесть и отличия практик и поднимает важность применения технологий и грамотного проектирования пространств. Различные решения, актуальные на данный момент, демонстрируют стремление современных городов оптимизировать процессы уборки снега и обеспечить комфорт и безопасность жителей зимой, создавать сообщества, формировать добрососедство и вовлекать людей в городскую жизнь.
Интересный факт, в Москве среднее количество переходов температуры — 70 раз. За зимний сезон 2021-2022 годов, согласно ежегодному Докладу о состоянии окружающей среды в городе Москве, суммарное количество таких переходов — 61 эпизод, сопоставимо с сезоном ранее. Из-за переменчивости погоды подход к уборке территорий предполагает оперативное реагирование. Немного дополнительной математики: покрытия с коэффициентом морозостойкости на 100-200 циклов заморозки и оттаивания (плитка и асфальт) столкнутся с необходимостью ремонта спустя 2-3 зимних сезона после установки, поэтому по весне мы видим много повреждений и ремонтных работ.
Обзор технологии и регламентов уборки снега
По мере развития среды, в которой живет человек, эволюционировали методы борьбы со снегом, появилась техника, и уборка стала комбинированной: ручной и машинной. До развития техники в нашей стране снег равномерно укатывали и по городу перемещались на санях, запряженных лошадьми. Расчистка участков перед домами была на жителях. Излишки снега сгребали в специально отведенные места и следили за высотой куч, чтобы они не перекрывал обзор для движения. Первый приоритет уборки снега был у городских служб, освобождающих пути движения, после — у жителей. Уже сто лет назад в Москве применяли снеготаялки и плужное оборудование. Со временем подход к уборке снега эволюционировал, эти обязанности перешли от жителей к коммунальным службам, за исключением небольших работ по расчистке парковочных мест и труднодоступных локаций. В Москве снег счищают с тротуаров под скребок, а во многих странах применяют равномерную укатку снега. В сложившемся опыте стран активно распространено вовлечение жителей в процесс уборки придомовых территорий, в отличие от Москвы. И многие крупные города мира делят общественные пространства, улицы или зоны города по категориям, для каждым из которых определен приоритет и нормативное время уборки.
Москва
В Москве есть регламенты уборки улиц, дворов и озелененных территорий. Для улиц предусмотрено деление на категории приоритетности реагирования, для дворов и парков этого разделения нет. Приоритетные улицы для уборки — магистрали и улицы с интенсивным движением транспорта, а также пешеходные пути с большими потоками людей. Толщина снега не должна превышать 2 см. По нормативам уборку приоритетных улиц начинают в течение 2 ч после окончания снегопада, остальных — 3 ч. Уборка проводится дважды в день — до 8 и 18 часов, а на магистралях и загруженных улицах — в ночное время (с 23 до 6 часов), во дворах – до 9 утра и без применения машин ночью.
Проезжую часть убирают механизированным способом несколькими видами машин. Уплотнения и лед удаляют в течение 3-5 часов после окончания снегопада при помощи реагентов, песка, плужных очистителей, лопат и скребков.
Тротуары убирают под скребок, чтобы снега вообще не было на дорожках. Широкие дорожки шириной от 3 м убирают плужно-щеточными снегоочистителями, другие— ручным способом. Лед так же скалывают специальной техникой или вручную ломом, применяются реагенты. Вывоз снега происходит в два этапа: в первые 12 ч его вывозят с остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мостов и тоннелей, мест интенсивного движения и парковок. Затем снег вывозится со всех остальных участков на пункты складирования или снегоплавильни.
Канада
В Торонто и Оттаве пути делятся по категориям приоритета интенсивности движения, для которых скорость уборки снега и толщина снежного покрова, который необходимо убрать, отличаются. Зачистка всех тротуаров в городе не требуется. В регламентах Торонто зафиксированы правила уборки пространств первых приоритетов, схожие с московскими, для второстепенного приоритета — в дни пиковых осадков их обслуживают как интенсивные, в остальное время интервалы увеличенные (до 13 часов и 8 см снега). Тротуары убирают машинным способом при ширине от 1,5 м — пути проектируются сразу с учетом возможности проезда техники.
В Оттаве после окончания снегопада основные дороги и магистрали очищаются в течение 4 ч, второстепенные — 6 ч, жилые дороги и проезды – 10 ч. На тротуары выделяют больше времени, и есть зоны последнего необязательного приоритета, которые не чистят. Снежные кучи распределяются по обеим сторонам обочины и на тротуары, и оперативность вывоза снега зависит от приоритета улицы. Возле дома жители должны убирать снежные кучи после уборки техникой самостоятельно. Как и в Москве, правилами обозначено соблюдение очистки ливневых решеток и коллекторов, и в межсезонье жители самостоятельно их расчищают. Город стремится распределить снег по обеим сторонам дороги, и сваленные кучи могут храниться весь сезон, если не ограничивают обзор на перекрестках, а также на пешеходных, школьных и железнодорожных переездах. Иначе должны вывозиться в течение 24 ч.
США
В США активно применяется практика подключения жителей и/или частных сервисных служб к очистке от снега дворов и внутриквартальных территорий. В Висконсине, штат США, если жители не справляются вовремя, эту задачу забирают коммунальщики и затем выставляют комиссию на возмещение расходов.
В штате Айдахо улицы города разделены на три категории приоритета уборки снега: 1) магистральные и основные распределительные улицы, 2) второстепенные улицы, обслуживающие объекты аварийных служб, школы, а также улицы на рельефе, 3) все остальные улицы. Уборка распределена по приоритетности: более 10 см снега чистят в приоритете 1,2 категории, далее в нерабочее время 3-ю категорию. Если погода ухудшается во время уборки снега на улицах с более низким приоритетом, фокус будет перераспределен обратно на улицы с более высоким приоритетом. Обычно на уборку улиц приоритета 1 и 2 требуется 24–48 ч после окончания снегопада. На уборку жилых улиц обычно требуется до 48 ч, если не будет прерываний для возврата на улицы с приоритетом 1 или 2. Во время пиковых осадков на улицах с низким приоритетом уборки снег укатывается и покрывается льдом — такие случаи требуют от двух дней на восстановление условий для перемещений.
Финляндия
Все общественные пространства разделены на категории приоритетности и отображены на интерактивной карте города с регламентами подходов к уборке. Например, тротуары Хельсинки разделены на три класса обслуживания в зависимости от приоритета. Класс I включает главные улицы, класс II — распределительные улицы, а класс III — жилые улицы. Для них отдельные требования по времени, длительности уборки, уборке в период снегопадов и толщине снежного покрова, оборудованию и технике. Реагенты применяются лишь на главных транспортных артериях, преимущество у песка. Дороги низкого приоритета и тротуары укатывается снегом, т.е. не очищаются до асфальта, и посыпаются гравийно-щебеночной смесью — такая же практика распространена на дорогах Швеции.
Исландия
В Рейкьявике все пути делятся по категориям и убираются в приоритетном порядке: проезды, веломаршруты, пешеходные пути интенсивного и низкого трафика. Тротуары на местных улицах (прилегающих к дворам) убирают в последнюю очередь. Но стоит отметить, что у большинства дорог и тротуаров есть подземный подогрев за счет обилия геотермальных источников, поэтому борьба со стихией менее активная, и дополнительной техники практически не требуется.
Проектирование дворов и районов с учетом эффективной уборки снега
С точки зрения проектирования есть меры, облегчающие будущую эксплуатацию территорий зимой. Функциональное зонирование должно предусматривать не только доступность уборочной техники на пешеходных путях и улицах, но и предусматривать буферные зоны под площадки для хранения и складирования снега. На уровне транспортного планирования можно определить приоритетные маршруты для уборки и вывоза снега, включая объекты социальной инфраструктуры и досуга. Эффективная дренажная система территории должна распределять ливневые и талые стоки, с учетом их прогнозируемого объема, а наличие зеленых зон для естественной инфильтрации талых вод — для предотвращения подтоплений весной.
Благоустройством тоже можно повысить устойчивость к зиме. Для зон повышенной интенсивности можно продумать подогрев покрытий, чтобы не требовалась частая уборка снега, а на зданиях — систему подогрева крыш. В зонах отдыха могут быть установлены павильоны с подогревом или навесами, включая защитные экраны от снега и ветра. Остановки общественного транспорта с подогревом также повышают комфорт жителей.
Современные технологии
При помощи датчиков и интернета вещей, технологий «Умного города», в разной степени внедренного в мировую практику, можно мониторить погоду и запустить уборку своевременно, контролируя толщину снежного покрова и качества дорожного покрытия. Интерактивные карты, вэб-порталы и мобильные приложения городских служб могут предоставлять открытую информацию о категории приоритетности конкретного места, графике и способах обслуживания, ключевых маршрутах. SMS-оповещение предупреждает об опасности и вероятных ухудшениях погоды.
В целом изучение контекста уборки снега подчеркивает эволюцию, схожесть и отличия практик и поднимает важность применения технологий и грамотного проектирования пространств. Различные решения, актуальные на данный момент, демонстрируют стремление современных городов оптимизировать процессы уборки снега и обеспечить комфорт и безопасность жителей зимой, создавать сообщества, формировать добрососедство и вовлекать людей в городскую жизнь.